Header image

Д о к т о р

Д М И Т Р Е Н К О

 

Medicus amicus et servus aegrotorum est

Врач - друг и слуга больных

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВАШ МАЛЫШ?

Малыш растет и меняется .Что он умеет? А что умеют его сверсники? Так ли все происходит как написано в  умных книгах? Эти вопросы волнуют многих,если б не сказать почти всех родителей. Чтобы было легче сориентироватья в том,что и в каком возрасте умеют делать детки, и составлена следующая таблица:

 

Возраст

Зрительная реакция

Слуховая реакция

Эмоциональная реакция

Голосовые реакции (активная речь)

Движения общие

10 дней


Ступенчатое слежение за движущимся предметом.
Кратковременная фиксация взора на лице матери, ярком, блестящем предмете.
Вздрагивает, моргает при резком звуке. "Замирает" и прислушивается к голосу.     Спонтанные движения, связанные с внешними звуками,
жаждой, насыщением. Потягивается, зевает.
Имеются обхватывающие движения.

10-18 дней

Смотрит на неподвижный предмет (лицо взрослого). Успокаивается при сильном звуке (затихает).     Спонтанная двигательная активность на звук
и манипуляции с ребенком; удерживает палец матери ручкой.
Ребенок - чихает, зевает, сморщивает личико
при резких звуках, запахах, боли.

1-й месяц

Новорожденный умеет видеть тени, контуры, ловить взгляд.
Появляется непродолжительное плавное
слежение за движущимся предметом.
Прислушивается к бытовым звукам, голосу. Первая улыбка в ответ на разговор взрослого,
гримасы при боли, ветре, на яркий свет, резкий запах, вкус.
Еще спит большую часть дня.
  Лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову;
движения руками и ногами становятся симметричными;
еще выражен тонус мышц-сгибателей,
хватательный рефлекс, кисти рук сжаты.

2-й месяц

Длительно смотрит на лицо взрослого
или крупный неподвижный предмет. Длительно следит за медленно движущейся
игрушкой или взрослым (до 1 метра).
Ищущие повороты головы при длительном звуке. Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого.
По-разному плачет от голода, неудобства или перевозбуждения.
Произносит отдельные звуки. Лежа на животе поднимает и непродолжительное время
удерживает голову (до 1 минуты).
Начинает сознательно хватать предметы
и дольше бодрствует.
Может также дольше спать ночью не пробуждаясь.

3-й месяц

В вертикальном положении (на руках у взрослого)
смотрит на лицо говорящего с ним взрослого,
на игрушку. "Ищет" говорящее лицо.
Способен воспринимать тихие звуки.
Успокаивается на мелодичное, ритмичное пение мамы.
Комплекс оживления в ответ на разговор с ним
проявляет радость улыбкой, оживленными движениями
рук и ног - "всем телом", звуками.
Реже плачет и лучше спит по ночам.
Ребенок начинает ворковать. Случайно наталкивается руками на игрушки,
низко висящие над грудью (на высоте до 10 - 15 см).
Кисти рук открыты. Ощупывает собственные ладошки или предметы.
Иногда захватывает и удерживает игрушку.
Умеет лежать на животе 2-3 минуты,
опираясь на предплечья и высоко подняв голову.
При поддержке за подмышки упирается ногами,
выпрямленными в коленном суставе.
На руках у взрослого удеривает
в вертикальном положении до 2-х минут.

4-й месяц

Узнает мать или близкого человека (радуется).
Рассматривает себя в зеркале.
Четче видит и наслаждается яркими красками.
Находит глазами невидимый источник звука
(звонящий телефон, дверной звонок, радио).
Ребенок становится более активным и игривым.
Громко смеется в ответ на речевое эмоциональное обращение,
узнает "знакомую" игрушку.
  Все приобретенные движения более ярко выражены.
Переворачивается со спины на живот.
Рассматривает, ощупывает и захватывает игрушку,
низко висящую над грудью.
Во время еды иногда играет и "экспериментирует".
Придерживает руками грудь матери или бутылочку.
Голосовые раекции:
Длительно гулит, "гукает";
возникают ответные вокализации на голос матери, близких.

5-й месяц

Отличает близких людей от чужих по внешнему виду
(по-разному реагирует на знакомого и незнакомого взрослого).
Узнает голоса близких, различает интонацию
обращенной к нему речи: по-разному реагирует.
  Подолгу певуче гулит, громко смеется, реагирует на ласковые
и строгие интонации различными вокализациями.
Малыш четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке.
Долго лежит на животе, подняв корпус,
опирается при этом на раскрытые ладони выпрямленных рук.
Лучше управляет мышцами спины и торса.
Способен балансировать своим телом
и подолгу сидеть, когда его посадят.
Начинает тянуться за предметами,
координируя движения глаз и рук.
Кушает с ложки.

6-й месяц

  По-разному реагирует на чужое и свое имя.   Произносит отдельные слоги,
начинает лепетать,
складывая воедино целую серию звуков.
Ребенок уже хорошо сидит и садится с поддержкой,
предвигается переворачиваясь со спины на живот,
с живота на спину или немного подползая (вперед, назад, вбок).
Делает попытки ползать. Хорошо ест с ложки,
снимая пищу губами.

7-й месяц

  На вопрос "Где?"
находит взглядом предмет
в определенном месте.
  Подолгу лепечет (повторно произносит одни и те же звуки).
Может начать говорить такие простые,
но важные слова, как "мама" и "папа",
но еще не совсем осознанно.
Ребенок хорошо ползает
(много, быстро, в разных направлениях).
Умеет держать предмет двумя руками,
перекладывает игрушку из одной руки в другую,
стучит, размахивает, бросает (занимается по-разному).
Пьет из чашки, которую держит взрослый.
Если родители достаточно смелы - пытается самостоятельно есть.
Режутся зубки, причем первым появляется один из нижних передних резцов.

8-й месяц

  На вопрос "Где?" находит несколько предметов,
находящихся на постоянных местах.
По просьбе (слову) взрослого выполняет
выученные ранее действия (без показа),
например: "ладушки", "дай ручку" и др.
  Громко, четко и повторно произносит
разные слоги, имитирует звуки.
Точно называет маму - "мамой", папу - "папой".
Ребенок самостоятельно садится, сидит и ложится.
Начинает подтягиваться, чтобы встать, пользуясь опорой.
Малыш становится настолько любознательным и подвижным,
что поблизости от него нельзя оставлять
опасные предметы, которые он может потянуть в рот.
У родителей может возникнуть ностальгия по временам,
когда ребенок был счастлив сидеть на руках у родителей сутками.
Держит и ест корочку хлеба. Игрушками занимается долго и разнообразно.
Подражает действиям взрослых с игрушками
(катает, стучит, вынимает и прочее).

9-й месяц

  Малыш начинает понимать простые слова и фразы,
выполняет плясовые движения под плясовую мелодию
(если дома слушают музыку и поют с ним).
"Речь" ребенка становится более эмоциональной.
На вопрос "Где?" находит несколько предметов в разных местах.
Хорошо ориентируется в комнате. Знает свое имя.
  Повторяет за взрослым слоги, имеющиеся в его лепете. Ребенок проворно ползает.
Малыш может стоять и держаться за опору одной рукой,
переступает, держась за опору (боком),
переходит от предмета к предмету,
слегка придерживаясь за них.
Действует с предметами, в зависимости от свойств
(катает, открывает, гремит и прочее).

10-й месяц

  Начинает связывать слова с жестами,
по просьбе "Дай" находит реди других игрушек
и дает знакомые предметы. Различает звуки 1-2 животных, мамин голос.
  Подражает взрослому, повторяет за ним
новые слоги, которых нет в его лепете.
Снова, и снова повторяет одно и то же слово
или один и тот же звук.
Ребенок начинает ходить, держась за обе Ваши руки.
Самостоятельно по просьбе взрослого выполняет действия:
открывает, закрывает, вынимает,
вкладывает и прочее (матрешку, коробку).
Спокойно относится к высаживанию на горшок,
сидит на горшке с результатом.

11-й месяц

  Первые обобщения в понимаемой речи
(по посьбе находит любой мяч, любую куклу, все машины,
везде находит пуговицы, лампу и прочее).
Знает игры "Ладушки", "Сорока".
Выполняет по слову взрослого новые действия:
накладывает кубики один на другой,
снимает и одевает кольца с большими
отверстиями на стержень и т.д
  Лепет малыша содержит несколько понятных слов.
Произносит первые слова-обозначения
(например: "дай", "на", "ав", "па", "ба" и др.)
Ребенок учится вставать из сидячего положения.
Стоит самостоятельно без опоры.
Встав, малыш умеет поворачиваться налево и направо.
Может присесть на корточки, чтобы взять что-нибудь с пола.
Начинает уверенно контролировать
движение руки с ложкой ко рту.

12-й месяц

  Понимает название предметов, действий,
имена взрослых, выполняет простые поручения
("принеси", "найди", "отдай тете", "положи на место" и др.).
Понимает слово "нельзя"
  Произносит 5-10 односложных слов Ребенок готов сделать первые шажки в своей жизни.
Умеет совмещать ходьбу с другими движениями,
например, махать руками
или нести какой-нибудь предмет.
Малыш может выкарабкаться
из своей кроватки или манежа.
Сам играет:
переносит действия, разученные с одним предметом,
на другой (всех водит, кормит, баюкает и пр.).
Сам берет чашку, держит и пьет.
При своевременном обучении различает
"холодно", "горячо", "больно" и т.д.


© " Доктор ДМИТРЕНКО "

anno 2007

Дмитренко В. М.

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.